• Решаем вместе
    Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Доступная среда

Термин «без барьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если  обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус может быть использован не только инвалидами, но и обычными людьми, так как в большинстве случаев это  удобнее и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Наименование раздела Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
1. Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В контингент обучающихся в МБОУ «Школа № 54» входят дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Они участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.

Формы обучения:

·        инклюзивное обучение;

·        по индивидуальному учебному плану;

·        индивидуальное обучение при наличии медицинских показаний и соответствующих документов.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.

В наличии имеются адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты.

В Школе имеются кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога. Специалисты работают с детьми как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Кабинеты имеют хорошее освещение, современное оборудование, учебно-методические и дидактические наглядные пособия (специально предусмотренные и оборудованные помещения для детей-инвалидов отсутствуют).

Специальных адаптивно-технических средств в школе не имеется.

2. Информация об обеспечении доступа в здания и внутри помещений образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обеспечения доступа в здания образовательной организации инвалидам или детям с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
3. Информация об условиях питания обучающихся, в том числе лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ. Столовая работает в режиме пятидневной рабочей недели. Питание учащихся Школа обеспечивает на основании договора с МП «Детское питание». Приготовление пищи в школьной столовой осуществляют сотрудники МП «Детское питание» в соответствии с 10-дневным цикличным меню. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.

Столовая расположена на 2 этаже.

Перед обеденным залом столовой оборудованы зоны, где расположены умывальники.

Разработано специальное меню.

4. Информация об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Здание МБОУ «Школа № 54» оснащено противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в Школе осуществляется на основе договора с ГБУ РО «Городская Детская поликлиника № 1». В Школе работают врач и медицинская сестра. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в МБОУ «Школа № 54» функционирует медицинский кабинет, оснащенный оборудованием, инвентарем и инструментарием.

В нашей Школе соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования Школы. В Школе организована работа по иммунопрофилактике, профилактике травматизма и т.д.

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Информационная база Школы оснащена:

·        электронной почтой;

·        локальной сетью;

·        выходом в Интернет;

В зданиях школы имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника, видеотехника, электронные доски.

6. Информация  о доступе к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся в том числе детям-инвалидам и лицам с ОВЗ. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству РФ и которые имеют прямое отношение к образовательному процессу.

Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром провайдера. В нашей образовательной организации доступ к телекоммуникационным сетям предоставляется всем участникам образовательного процесса, в том числе детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Информация об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями — детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития — в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В школе создана универсальная безбарьерная среда для  инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи »).

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

  • обучение совместно с другими обучающимися,
  • обучение в отдельном классе обычной школы,
  • обучение в специальной школе,
  • индивидуальное обучение на дому,
  • обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
  • дистанционное обучение.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186. Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования. Названные в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Школа № 54» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МБОУ «Школа № 54» созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
ФГОС ОВЗ и ФГОС УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и ФГОС УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

Основные цели введения стандартов:
– введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
– оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
– развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире – вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Памятки для родителей:

Рекомедации

Памятка


В школе в 2022-2023 учебном году обучается 82 учащихся с ОВЗ, в том числе 6 детей-инвалидов

Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями

 В МБОУ «Школа №54» г. Рязани среди  обучающихся  начальных классов для детей с ОВЗ созданы следующие условия для обучения:

  • Индивидуальное обучение на дому.
  • Календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательных программ, с учетом особенностей заболевания.
  • Составлен индивидуальный учебный план.
  • Оказывается коррекционная и реабилитационная помощь школьным психологом.
  • Проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия учителем-логопедом.
Специальные учебники,   электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, сетевые формы получения образования не используются.
Электронные образовательные ресурсы не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ нет.
Материально-техническая база школы  приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Специальных условий для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ОВЗ нет.
Условия для  питания и охраны здоровья для инвалидов и лиц с ОВЗ предусмотрены.
Общежития, интерната, приспособленного для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет.
Штат специалистов ОО, реализующий   АООП вариант 5.1, 5. 2 и АООП  вариант 7. 1, 7.2 и УО вариант 1 укомплектован  учителем-логопедом, педагогом психологом, социальным педагогом и медицинскими работниками.

Других специалистов  в штате нет.


 Нормативная база:

Нормативная база

Приказ №1598 от 19.12.2014

Приказ об орг обр деят № 1015

Сан Пин ОВЗ


Положение о ПМПК

Положение о классе компенсирующего обучения

Локальный акт ПМПК

Положение о ККО

Положение об индивидуальном обучении


НОО

АООП НОО с ТНР МБОУ Школа 54

АООП НОО обучающихся с ЗПР В 7.1 и 7.2

Проект АООП НОО ТНР

Проект АООП НОО ЗПР

Приложение 1 Рабочая программа учителя-дефектолога _Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ЗПР_

Приложение 2 Рабочая программа педагога-психолога

Приложение 3 Коррекционно-логопедическая программа для детей ЗПР


ООО

Рабочая программа (АООП ЗПР)

Рабочая программа (АООП ЗПР) биология

Рабочая программа (АООП ЗПР) география

Рабочая программа (АООП ЗПР) изо

Рабочая программа (АООП ЗПР) информатика

Рабочая программа (АООП ЗПР) история

Рабочая программа (АООП ЗПР) литература

Рабочая программа (АООП ЗПР) математика

Рабочая программа (АООП ЗПР) музыка

Рабочая программа (АООП ЗПР) обществознание

Рабочая программа (АООП ЗПР) русский язык

Рабочая программа (АООП ЗПР) технология

Рабочая программа (АООП ЗПР) физика

Рабоая программа (АООП ЗПР) физкультура

Рабочая программа (АООП ЗПР) химия

Рабочая программа (АООП ЗПР) ОБЖ


Особенности организации процесса лиц с ОВЗ

Организация учебно-воспитательной работы в ККО

Основные направления коррекционной деятельности ОУ


ПМПк МБОУ Школа №54

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Координирующая роль ПМПк МБОУ Школа №54 г. Рязани

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах: специально оборудованных учебных кабинетов нет.

Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: реализуются адаптированные общеобразовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: беспрепятственный доступ в здание образовательной организации обеспечен.

Сведения о специальных условиях питания: специальных условий питания нет.

Сведения о специальных условиях охраны здоровья специальных условиях охраны здоровья: специальных условий охраны здоровья нет.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: на общих основаниях.

Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: нет.

Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: общежитий, интернатов нет.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: общежитий, интернатов нет


Организация доступной среды в школе

Вход в школу

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у заднего входа в школу есть  пологий въезд.

Для детей-инвалидов по зрению при входе в школу  пол  окрашен в контрастные цвета.

Имеется табличка Брайля при входе в школу с названием организации.

Обсуждение закрыто.